Уважаемы посетители! Единый номер по вопросам, связанным с заболеванием и контактом с новой коронавирусной инфекцией: 8-911-890-41-31

С 28 августа по 3 сентября Неделя продвижения здорового образа жизни среди детей

Неделя продвижения здорового образа жизни среди детей

Ведение здорового образа жизни – важнейшее условие сохранения здоровья любого человека. Основным фактором его формирования у детей и подростков является семья, поскольку именно благодаря семье формируется установка на ведение ЗОЖ, закладываются основы индивидуального здоровья. Крайне важно родителям не только проводить беседы  о важности: занятий физической культурой и спортом, отсутствия «вредных привычек», соблюдения режима сна, отдыха, принципов здорового питания, благоприятного эмоционального состояния, но и собственным примером мотивировать их к ведению ЗОЖ.

2. Детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию. Профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций по оздоровлению для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.

С возраста 1 года до 17 лет дети должны проходить профилактические осмотры ежегодно. Помимо профилактических осмотров узкими специалистами (невролог, оториноларинголог, хирург, уролог, ортопед, эндокринолог, окулист, психиатр, гинеколог, стоматолог) проводятся лабораторные анализы и дополнительные обследования – общий анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ, УЗИ органов брюшной полости, тазобедренных суставов, сердца. Конкретный перечень зависит от возраста ребенка

Задачей профилактических осмотров  детей является воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития.

Медицинские осмотры детей проводятся в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в поликлиниках по месту жительства.   

 

Перечень осмотров специалистами и исследований при проведении профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в зависимости от возраста.

Скопировать картинку №3

3. В целях сохранения репродуктивного здоровья подросткам 15-17 лет рекомендуется проходить обследования репродуктивной системы. Подростковый возраст характеризуется физиологическими изменениями организма, когда интенсивно протекают процессы роста и развития. Патологическое течение этого периода в дальнейшем может оказывать неблагоприятное влияние на репродуктивную функцию женщины. Так же в этом возрасте многие подростки начинают вести половую жизнь и сталкиваются с проблемой незапланированной беременности. Доля абортов у девушек в подростковом возрасте составляет 10-15% от общего числа. Ведущим фактором в программе борьбы с незапланированной беременностью у подростков служит воспитание у них более серьезного отношения к использованию противозачаточных средств. Подростки должны быть информированы и о том, что применение некоторых видов контрацептивов снижает риск заражения ИППП, Гепатитами, ВИЧ.

Полезные ресурсы

Видеоролики для школьников и их родителей о здоровом образе жизни, разработанные в рамках совместного проекта России с ВОЗ по развитию школьной медицины в странах Восточной Европы и Центральной Азии НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей». Ролики одобрены Минздравом России.

Формирование  здорового образа жизни детей и подростков

Здоровый образ жизни школьника включает:

  • правильное питание;
  • занятие физическими упражнениями;
  • закаливание;
  • соблюдение режима дня;
  • соблюдение норм гигиены;
  • отказ от вредных привычек.

Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.

Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В итоге соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.

Режим дня школьников включает следующие компоненты:

  • учебные занятия в школе;
  • учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  • личная гигиена;
  • занятия физическими упражнениями;
  • отдых;
  • сон;
  • занятия в свободное время.

Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. Эмоциональной неустойчивостью ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал;
  • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.
  • Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что:
  • продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности;
  • должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе).

Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня.

Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. Периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше. В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе.

Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1-4 классе — 10-10,5 часов, в 5-7 классе — 10,5 часов, в 6-9 классе — 9-9,5 часов, в 10-11 классе — 8-9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.

Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряженной умственной деятельности.

У детей, недосыпающих 2-2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Кроме этого, израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.

Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4-5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна).

Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. Ее рекомендуется делать в течение 10-15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.

Профилактика заболеваний полости рта у детей

Гигиена полости рта — это комплекс мер, направленных на удаление зубных отложений с целью профилактики стоматологических заболеваний. От качества её проведения зависит не только здоровье зубов, но и состояние дёсен, слизистой полости рта и органов желудочно-кишечного тракта.

Чтобы индивидуальная гигиена полости рта приносила желаемый эффект, важно чистить зубы минимум дважды в день: утром и вечером. После промежуточных приёмов пищи и перекусов рекомендуется полоскать рот. Помимо основных гигиенических средств (щётка, паста), рекомендуется использовать дополнительные: зубные нити, ополаскиватель, ирригатор, ёршик и др.

Гигиену полости рта ребёнку необходимо начинать с момента появления первых зубов — это поможет предотвратить появление кариеса и будет первым шагом к поддержанию стоматологического здоровья. 

Обычно прорезывание зубов происходит в такие сроки: 

  • 6-8 мес. — центральные резцы;
  • 8-12 мес — боковые резцы;
  • 14-20 мес. — премоляры;
  • 18-24 мес. — клыки;
  • 2-3 года — моляры. 

Необязательно использовать зубную щётку, возможно использование специального силиконового напальчника. Цель гигиены ещё и в том, чтобы приучить ребёнка к «вторжению» в полость рта, так как у детей младшего возраста — эта зона является весьма интимной.

Рис. 1. Возраст прорезывания зубов у детей

Зубная щётка нужна с момента прорезывания жевательных зубов, временных моляров. Эти зубы имеют выраженный рельеф жевательной поверхности, в бороздках между жевательными буграми могут скапливаться остатки пищи, которые тяжело удалить каким-то другим способом, поэтому здесь требуется щётка. И поскольку эмаль в области межбугорковых ямок самая тонкая, именно с этой области чаще всего начинается кариес.

Зубная щётка для ребёнка должна быть яркой и привлекательной для малыша, с удобной ручкой, и в руках малыша не должна скользить. Менять щётку следует не реже, чем раз в 2-3 месяца. 

Существуют основные правила чистки зубов: 

  • сначала нужно почистить наружную поверхность зубов (на рис. 2 — картинка А);
  • затем внутреннюю (на рис. 2 — картинка В, С);
  • затем переходим на жевательную поверхность моляров (на рис. 2 — картинка D);
  • проводим массаж дёсен (на рис. 2 — картинка Е);
  • и заканчиваем чисткой языка (рис. 2 — картинка F).

Рис. 2. Правила чистки зубов зубной щёткой

Зубная паста — это необходимое средство гигиены для детских зубов, но её роль в профилактике кариеса у детей зачастую сильно преувеличена. Здесь гораздо важнее регулярная и качественная гигиена полости рта у детей, профилактические осмотры стоматолога и правильное питание.

Правильное питание школьника

Обеспечение рационального питания школьника – одно из ведущих условий правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельностью эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.

К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнением школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашние задания).

В последние годы появилось много новых научных исследований, демонстрирующих влияние питания на работу мозга и состояние ЦНС человека. Для общей детской популяции РФ более характерен дефицит отдельных минералов и витаминов, связанный с неправильным или неадекватным питанием.

К настоящему времени сложилось мнение, что для развития ребенка необходимы все питательные вещества, однако некоторые микронутриенты особенно важны для формирования мозга. К таким микронутриентам относятся: железо, цинк, медь, холин, длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты (ДПНЖК). Недостаток этих нутриентов вызывает изменение нейроанатомии, нейрохимические и нейрофизиологические нарушения.

Железо является важным элементом, необходимым для базовых процессов в организме человека.

Цинк является фактором целого ряда важнейших ферментов, участвующих в метаболизме белка и нуклеиновых кислот.

Холин:

  • входит в состав большинства клеточных мембран в организме человека;
  • является источником для синтеза некоторых молекул;
  • необходим для процессов ДНК.

Длинноцепочечные полиненасыщенные жирные кислоты:

  • влияют на свойства клеточной  мембраны;
  • необходимы для синтеза новых клеток и их мембран;
  • составляют 50% всех жирных кислот в мембранах.

Характер питания школьника влияет на работоспособность головного мозга

Наличие в рационе питания таких продуктов, как морская рыба, яйца, орехи, злаки  обеспечивают полноценное питание, улучшают работу головного мозга в целом.

Сахар однозначно полезен для мозга, но только при употреблении в умеренных количествах. При чрезмерном употреблении лакомств существует высокая вероятность нанести вред организму. Избыточный сахар преобразуется в жиры и начинает откладываться в жировой клетчатке, а это приводит к появлению излишнего веса.

Если моносахарид своевременно не выводится из организма, то он продолжает циркуляцию по крови и повреждает стенки кровеносных сосудов. Моносахарид приводит к повышению артериального давления,  что не лучшим образом сказывается на интеллекте; способствует потере эластичности артерий и тем самым препятствует поступлению крови в мозг;  утолщает стенки сонной артерии, что является одной из причин утраты памяти и познавательной функции в преклонном возрасте.

Продуктов, обеспечивающих полноценное питание, улучшающих кровообращение и работу мозга в целом довольно много: морепродукты, молоко, зеленые и листовые овощи, розмарин, брокколи, авокадо, зелень, ягоды, масла, горький шоколад, куркума, карри, имбирь, лимон, чеснок, кофе, чай, вода.

Личная гигиена молодой девушки - составляющая здорового образа жизни

В молодом возрасте в женском организме происходит формирование половых органов, становление менструального цикла, гормонального профиля, и очень важно, чтобы в этот период развитию репродуктивной системы ничего не мешало. Опасными для хрупкого женского здоровья в этот период оказываются не только такие явные повреждающие факторы, как травмы и инфекции, но и обычное несоблюдение правил гигиены, нездоровый образ жизни, который подрывает защитные силы организма, делая его уязвимым для любых воздействий.

Вот несколько правил, которые необходимо запомнить и применять молодой девушке для сохранения своего женского здоровья.

  1. Подмываться необходимо ежедневно, используя для этого теплую и чистую воду, либо специальное средство для интимной гигиены, которое можно приобрести в аптеке.
  2. Движения водяной струи и рук должны выполняться в направлении спереди назад, чтоб не допустить попадания бактерий из заднего прохода на слизистую оболочку влагалища.
  3. Не стоит использовать для интимной гигиены мыло, гели для душа. Эти средства при регулярном использовании сделают среду влагалища менее кислой, а это нарушает её защитную функцию.
  4. Полотенце должно быть чистым, мягким и индивидуальным. Некоторые бактерии способны выживать на тканях, а также твердых поверхностях, поэтому использование индивидуальных предметов гигиены совместно с больным человеком может приводить к заражению.
  5. Лучше выбирать нижнее белье из натуральных тканей. Синтетические ткани не обеспечивают нормальной циркуляции воздуха, и создают среду для размножения бактерий и грибка. К тому же синтетическое белье может стать причиной аллергии.
  6. Во время месячных требования к гигиене повышаются — подмываться желательно после каждой смены прокладки или тампона, или, по крайней мере, не реже двух раз в день.
  7. В качестве постоянного средства гигиены во время менструаций лучше использовать прокладки — при их использовании риск занести инфекцию и нарушить микрофлору влагалища ниже. Тампоны можно применять во время занятий спортом, или при необходимости надеть облегающую открытую одежду.
  8. Необходимо тщательно мыть руки до и после смены прокладки/тампона.
  9. Менять средство гигиены необходимо не реже, чем через каждые 4 часа — за это время бактерии не успеют размножиться и нанести вред микрофлоре влагалища.
  10. В критические дни нельзя купаться в водоемах, принимать ванную и посещать бассейн, так как это связано с риском попадания инфекции из воды в полость матки. По этой же причине в период менструаций запрещена половая жизнь.
  11. В критические дни не стоит посещать баню или сауну — тепло вызовет расширение сосудов и усиление кровотечения.
  12. В период месячных нужно особенно внимательно следить за тем, чтобы не переохлаждался нижний отдел живота и поясница, а также ноги.
  13. Занятия спортом в критические дни не запрещены, но нельзя подвергать себя тяжелым физическим нагрузкам, поднимать тяжести, качать пресс.

Последний, но не менее важный совет: независимо от периода цикла соблюдайте здоровый образ жизни. О том, что нужно вести здоровый образ жизни, знают все, но мало кто прислушивается к этому совету. А между тем, курение, алкоголь, недостаток сна, неправильное питание и постоянные стрессы негативно влияют на весь организм, затрагивают репродуктивную систему женщины, нарушая гормональный баланс, снижая снабжение органов питательными веществами и кислородом, что, в конечном счете, приводит к заболеваниям и проблемам с зачатием и беременностью в будущем.

           Физкультура и спорт- составляющие здорового образа жизни

1.  Обучение многозадачности. Физическая активность помогает стать   организованным человеком;

2. Получение удовольствия. Спорт поднимает настроение – это доказанный факт. Тренировки стимулируют выработку эндорфинов, которые называются «гормоны счастья». Если вы собираетесь с друзьями поиграть в баскетбол, то процесс обсуждения игры, шутки и прочее дают компании ощущение счастья;

3. Развитие силы, выносливости, гибкости, укрепление сердечно-сосудистой системы. После первой недели занятия спортом станет заметен результат: пропадёт отдышка, появится желание больше двигаться, будете проще выполнять повседневные задачи (ходить за водой, подниматься по лестнице, убираться в квартире);

4. Выработка дисциплинированности. Когда человек пытается ложиться спать в определённое время или регулярно рано встаёт для занятий спортом он привыкает к правильному режиму дня, учится своевременному выполнению любых задач. Обычные жизненные дела вы станете выполнять быстрее, поскольку научитесь организовывать себя;

5.   Обретение стройного тела. Спорт помогает потратить намного больше калорий в день, чем вы привыкли расходовать;

6.  Развитие уверенности в собственных силах. Когда вы ставите цель и добиваетесь её, приходит понимание, что при должном старании возможно достичь всего, чего захочется. Посредством спорта закаляется характер. Человек учится не отступать перед жизненными трудностями, поскольку осознаёт, что ничего не даётся даром;

7. Улучшение мозговой активности. Люди , занимающиеся спортом,  имеют эмоциональную и психологическую устойчивость людей, занимающихся спортом Первым легче принимать решения и сосредотачиваться на какой-либо работе. Как показывает практика - гораздо проще и быстрее решить математическую задачу после физической активности;

8.  Жизнь становится интереснее. Спорт – друг человека. Утром вместо поездки на автобусе можно добраться на работу на велосипеде. Разнообразие поднимет настроение и взбодрит перед рабочим днём. В выходные есть прекрасный шанс сходить с друзьями в бассейн или поиграть во дворе в мяч. Если вы проведёте два дня отдыха на диване – вспоминать будет нечего. Спорт лучше всего отвлечёт любого человека от будничных проблем и зарядит энергией на долгое время.

Спорт в семье:

Если родители с детства уделяют большое внимание спортивному развитию, эта привычка останется на долгие годы. Ребёнок продолжит и в юношестве заниматься тем или иным спортом. Кроме того, бывает, что секция, в которую отдали малыша, в будущем становится смыслом всей его жизни.

Дети, которые с детства посещают спортивные секции, в подростковом возрасте меньше подвержены дурному влиянию. Им некогда слоняться по улицам и попадать в плохие компании. В их жизни присутствуют тренировки, соревнования, сборы в спортивные лагеря.

Чтобы ребёнок хотел заниматься спортом, родители должны стать для него примером. Прекрасно, когда родители тоже посещают спортивные занятия, фитнес-клубы. Если же на это нет времени и финансовая возможность не позволяет, можно начать с утренней зарядки и домашних тренировок.

Хобби как метод профилактики зависимостей среди подростков

Человек в любом возрасте может иметь хобби и получать от него удовольствие. Если для взрослого человека хобби является делом привычным, то подростком хобби будет восприниматься гораздо серьезнее. Дело в том, что подросток находится в активном поиске себя, у него формируются интересы, раскрываются способности и предрасположенности. Он готовится сделать выбор, определить свою идентичность: кто я, чем я занимаюсь. Уделив внимание процессу обретения хобби ребенком, родители могут многое сделать для его будущего. 

Важно ли иметь хобби?

Трудный период потому и называется трудным, что связан с рисками попадания подростка под плохое влияние. Психология ребенка в подростковом возрасте характеризуется резкой сменой авторитетов. Он уже не воспринимает родителей, как непогрешимый источник любых знаний, а все сказанное ими — как неоспоримую истину. Подросток оспаривает все, что узнал ранее, пробует все, что отвергал или чего боялся прежде. К чему приведут пробы — вот главный вопрос. Меньше всего шансов получить негативный опыт у ребенка, который чем-то занят и находится в поле зрения взрослых, то есть имеет дополнительное занятие, помимо основной учебы. Это занятие должно быть добровольным, чтобы подросток не засматривался на слоняющихся без дела сверстников, а был поглощен процессом и получал от него удовольствие. Постарайтесь заинтересовать подростка, предложив ему интересные хобби.

Что дает подростку хобби:

  • выход энергии;
  • творческую самореализацию;
  • опыт и навыки (в зависимости от занятия, это может быть профессиональный навык, жизненный, социальный или эмоциональный опыт и т. д.);
  • возможность проводить свободное время с пользой для физического и психического здоровья;
  • общество сверстников, объединенных полезным увлечением.